Армянская миниатюра (часть 1)

Манускрипт, XIV век
Армянская миниатюра — национальная миниатюрная живопись средневековой Армении, Киликийского армянского царства и некоторых армянских колоний. Армянская миниатюра имеет несколько основных групп и этапов развития: до XI в.; школы Великой и Малой Армении XI—XII вв.; Киликийской Армении XII—XIV вв.; школы Бардзр-Айка, Ани, Арцаха, Гладзора, Татева, Васпуракана с XIII в.; после XIII в. также в колониях армянской диаспоры.

Из сохранившихся 25 тыс. армянских средневековых рукописей около 10 тыс. являются иллюстрированными, из которых 5-7 тыс. — полноценными миниатюрами. Чаще всего иллюстрировались Евангелия, реже — Библия, тонаканы и чашоцы. Рукописи создавались в скрипториях церквей (грчатун). Первые иллюстрированные Евангелий создавались, видимо, со времени их перевода на армянский язык, еще в V веке. Древнейшие сохранившиеся армянские миниатюры относятся к VI—VII вв.. Это четыре миниатюры, прикрепленные к «Эчмиадзинскому Евангелию» 989 года (написано в монастыре Нораванк провинции Сюник). Эти миниатюры, уникальные по своему художественному уровню и образному мышлению, являются ценными образцами раннехристианского изобразительного искусства. Миниатюры VI—VII веков — тематические. Исторические источники сообщают о существовании в VI—VIII веках камсараканской школы миниатюры. Уже в начале VIII века Степанос Сюнеци пишет «толкования хоранов», в которых объясняется смысл используемых цветов, животных и растительных мотивов, обосновываются их эстетическое и смысловое значение. Полностью иллюстрированные книги сохранились с IX века, это «Евангелие царицы Млке» 862 года и два «Эчмиадзинских Евангелия». Живопись этих рукописей отличается стилистическим и орнаментальным разнообразием, применением золота. С X века хораны заменяют «темпьетто» или крест со ступенчетым пьедесталом, после — «Жертвование Авраама», «Богородица с младенцем» и евангелисты. Среди ранних иллюстрированных рукописей следует упомянуть рукопись 986 года, которая иллюстрирована хоранами, на отдельном листе — изображением креста. Рукописи IX—X веков в основном двух категорий: созданные с профессиональным мастерством и сравнительно простые.
Григор Нарекаци, 1173 год

Вплоть до первой половины XI века миниатюры размещались в начале рукописей («Послание Евсевия», евангелисты и т. д.). Миниатюры этого периода линейные, выполнены несколькими «акварельными» оттенками, простыми «тесьмами». Евангелисты изображены стоящими (две или четыре фигуры). Самые ранние иллюстрированные рукописи XI века датируются 1007, 1018 и 1033 годами. В «Евангелии Вехапара» (X—XI вв.), кроме собственно листовых иллюстраций, есть также множество внутритекстовых иллюстраций. Каждое Евангелие начинается с изображения евангелиста. Многие из этих миниатюр выполнены с большим чувством цвета и ритма (Евангелие, 1038 г.). Со второй половины XI века возвышается анийская школа рукописной книги, одним из самых известных памятников которой является «Евангелие Мугни». Миниатюры этой группы отмечаются монументальностью и «фресковостью», выделяются богатством иллюминации в изображении растений, реальных и мифических существ и т.д.. Многие из них представляют собой энциклопедии, в том числе византийских и ближневосточных изобразительных мотивов. Евангелия начинаются с изображения сидящих евангелистов и титульных листов, получивших почти канонический вид. Тематические изображения «Евангелия Мугни» следуют хоранам и чаще изображаются едино. В дальнейшем такой тип миниатюрного исполнения встречается у Саргиса Пицака и представителей Гладзорской школы.


Портрет Григора Татеваци, 1449 год
Из-за византийской и сельджукской агрессии многие армянские царские и нахарарские дома перемещались в западные провинции Армении, где в тесном взаимодействии с византийской культурой развивалось высокое искусство армянской рукописной книги и миниатюры («Евангелие Трапизона», «Евангелие Карса»). Здесь византийское влияние отмечается как в пластике образов, так и в орнаментальных иллюстрациях.
Украшения Евангелий XII века более простые, миниатюр на библейские темы сравнительно мало. В это время окончательно формируется титульный лист с особыми миниатюрными орнаментами. Во второй половине XII века формируется искусство иллюстрации тонаканов (специальные церковные сборники и т. п.). В этих крупных манускриптах текст начинается с изображения образа героя или автора «Жития», главной иллюстрированной буквой и глхазардом. Некоторые рукописи XII столетия своими богатыми иллюстрациям связаны со школой киликийской армянской миниатюры.
Шедевром армянской миниатюры XII века считается «Нарек» 1173 года с четырьмя портретами Григора Нарекаци
Как отмечает один из крупнейших специалистов древней иконографии и миниатюры В. Н. Лазарев, несмотря на взаимоотношения с византийской и сирийской культурой основой стиля армянской миниатюры всегда являлась местная художественная традиция.


Давид Анахт, рукопись XIII века

Левий Матфей, миниатюра Саргиса Пицака
Новое возрождение миниатюрной живописи Армении намечается с первой половины XIII века (до монгольских завоевании) и с последней четверти того же столетия (миниатюрные школы Гладзора и Васпуракана). Одна из наиболее значимых рукописей этого времени «Мшо чарынтир» создана в 1200—1202 годах Варданом Карнеци и Степаносом. Достижения орнаментального искусства XII столетия здесь выражены в наибольшем совершенстве. В первой половине XIII века крупным центром искусства рукописной книги становится Ани. Здесь было создано «Евангелие Ахпата» (1211 г.), в котором сохранилась тематическая миниатюра «Вход Христа в Иерусалим». В это время жил миниатюрист Игнатиос, работы которого (14 сюжетных листовых миниатюр) отличаются линейным стилем, прозрачностью цветов и оттенков. Рукопись из Исфахана содержит 14 сюжетных миниатюр, которые отличаются эмоциональной выразительностью персонажей, особенно женских. В «Евангелии переводчиков» 1232 года персонажи отличаются драматизмом, цветовые оттенки напряжены. С 1224—1261 годов известны ценные княжеские рукописи из Хачена (Нагорный Карабах), которые своим художественным исполнением близки Евангелиям Игнатиоса и Ахпата. Своей роскошью и художественными особенностями отличается «Евангелие Ерзнка» 1269 года. Мастера миниатюрной школы Гладзора конца XIII-го, середины XIV века Матеос, Момик, Торос Таронаци, Аваг, отличаются художественным стилем, и каждый своеобразно носит влияние киликийской миниатюрной школы. Момик, будучи также архитектором и скульптором, создал своеобразные миниатюрные типажи, изобразив персонажей более многопланно, чем представители киликийской школы. Уже в 1320-гг. Саргис Пицак возрождает все виды тематической миниатюры, его творчество характеризуют симметричные композиции, плоскостный геометризованный стиль и т. д.. Торос Таронаци в своих хоранах и иллюстрациях титульных листов внедрял необычные, имеющие древнейшие художественные корни орнаментальные мотивы. В его миниатюрах горы и реки «подвижны», полны внутренней жизни, лица людей изображены лирично. Крайне напряженным изобразил внутренний мир своих героев миниатюрист Аваг, который продолжил некоторые традиции киликийской школы 70—80-гг XIII века. Самые ранние армянские миниатюры со светским содержанием пишутся, в основном, с XIII века. Продолжение традиции гладзорской миниатюрной школы отмечается в Татеве, где Григор Татеваци писал также толкование к рисункам хоранов, а в 1378 году сам иллюстрировал одно Евангелие. В нем сохранены художественные типажы Тороса Таронаци, однако менее выразительны.

Евангелие, 1232 год

Со второй половине XIV века, в связи с потерей армянским народом национальной государственности, армянская культура временно развивается больше в диаспоре — Италия, Крым, Константинополь и т. д.. В самой Армении ценные рукописи продолжали создаваться в Сюнике и Бардзр Айке (Высокая Армения). В последнем особо замечается влияние византийского «палеологического» художества. Миниатюрные традиции Высокой Армении прямо продолжают армянские миниатюристы Крыма — Григор Сукиасанц, Натер и его сын Аветис, Нигогайос Цахкарар и другие. В Средневековье были созданы особые руководства по изобразительному искусству — «Паткерусуйцы». Самая древняя из сохранившихся рукописей - «Паткерусуйц» относится к XV—XVI вв.. Среди армянских миниатюристов эпохи отличается также Акоп Джугаеци (XVI—начало XVII века), по версии некоторых историков считающийся последним крупным армянским миниатюристом. Возникновение армянского книгопечатания и станковой живописи имели негативную роль для дальнейшего развития средневековой миниатюры.



Миниатюра 1286 года. Киликия.

Киликийская школа

Армянская миниатюра и книжное искусство XIII столетия наибольшего развития достигает в Киликии. Киликийксая школа была сформирована в XII веке, просуществовав до 80-гг. XIV века. В этот период в грачтунах Дразарка, Скевры, Акна, Грнера, Бардзраберда работали талантливые художники Григор Мличеци, Костандин, Вардан, Киракос, Ованес, Торос Рослин, Григор Пицак, Саргис Пицак. Древнейшие рукописи этой школы в основном из Дразарка. Со второй половины XII века один из центров киликийской школы миниатюры становится Скевра, где были формированы его основные принципы. Известны имена трех миниатюристов из Скевры — это Вардан, Костандин и Григор Мличеци. Известная рукопись Мличеци — «Книга скорбных песнопений» Нарекаци, иллюстрированная в 1173 году. К 1193 году относится Львовское евангелие (в армянской традиции — «Евангелие Скевры») того же миниатюриста. В последней работе уже более ощутимы новые характерные черты киликийской армянской миниатюры. Эта школа снова возродилась после правления Хетума I-го, во второй половине XIII века, чему предшествовал сравнительный упадок первой половины того века.
Начало развития грчатунов Ромклы относится 60-гг. XII столетия. Древнейшая иллюстрированная рукопись из Ромклы — Евангелие 1166 года. Город Ромкла становится центром развития киликийской школы миниатюры во второй половине XIII века. Это развитие тесно связано с деятельностью католикоса Костандина I Бардзрабердци. Первый мастер этой школы — Киракос. Большая часть рукописей Ромкла (в том числе Тороса Рослина) была создана по заказу киликийского католикоса. Наряду с Киракосом еще одним мастером миниатюры 40—60-гг. XIII века был Ованес. Сохранились значительное количество рукописей неизвестных художников второй половины столетия. Хотя система иллюстрирования Евангелий изменилась незначительно, существенно обогатился их тематический и орнаментальный охват. Торос Рослин дает новые иконографические изводы евангелическим темам. Его высокие классические работы оживляются тем, что миниатюрист использовал реальных типажей и лиц для создания евангелических образов. Хораны и сцены сопровождены изображениями библейских пророков. Рослин развивает цвет до тончайших оттенков, использует богатые прозрачные тоны, придает персонажам необыкновенную естественность. Торос Рослин и последующие представители киликийской придворной школы во многом опередили итальянскую треченто XIV века. В «Евангелии царицы Керан» (1272 г.), «Евангелии принца Васака», «Лекционарий Хетума II» (1286 г.) и других работах 1280-гг. автор синтезировал изобразительные методы армянской и других культур. Художники того времени развивают стиль Рослина в сторону некоторой драматизации образов. Блестящими образцами библейской иллюстрации являются Библии школы Ованеса Аркаехбайра 1263—1266 и 1270 годов, а также «Библия царя Гетума» 1295 года. Однако в целом, после падения Ромкла (здесь находилась престол католикоса) в 1292 году, киликийская миниатюрная школа терпит упадок, тематические миниатюры почти не создаются.

Вход Господень в Иерусалим,
 миниатюрист Ованнес Хизанеци,
 Васпуракан, 1392 год
Васпураканская школа

Васпураканская школа художественной миниатюры являлась самым большим и долговечным в истории армянской миниатюры. Рукописи, особенно XIII—XIV веков, своим художественным стилем прямо противоположны традициям тонкой художественной школы Киликии. Здесь преобладает более простой стиль и линейно-орнаментальный подход. Художественный стиль более архаичный, персонажы фронтальные. Первые центры этой школы формировались на севере Васпуракана — Арчеш, Арцке, Беркри. В позднем Средневековье намечаются изменения в стилевых и образных подходах миниатюристов. Видные мастера времени — Симеон Арчишеци, Хачер, Овисан, Меликседек, Вардан Арцкеци, Степанос. Среди особенностей миниатюрной техники XIII—XIV веков отмечается интерес к декоративно-плоскостным формам. Художники-миниатюристы достигают раскрытия темы, внутреннего драматизма как артистизмом штриха и цвета, так и краткими и ясными формами, вплоть до использования семантических и символических знаков. Первоочередное место дается одной из особенностей средневекового искусства — разномасштабности. Васпураканская школа миниатюры своим художественным и стилевым единством в целом носит религиозно-догматический характер, значительно наполненное местным национальным «художественным фольклором». Возрождением этой школы считается промежуток от 40—50-гг. XIV века до XVI век включительно. Бурно развиваются такие центры рукописного искусства, как Агбак, Ахтамар, Мецоп, Лим, Востан, Вараг, Хлат, Ван, и т. д.. В этот период был формирован особый стиль этой школы. Одним из первых мастеров школы становится Киракос Агбакеци, ему следует Закария Ахтамарци. Большой популярности достигают миниатюристы Востана, среди которых наиболее видный мастер Церун Цахкох. Его последователи - Туман, Псак, Григор Хлатеци, Аствацатур Абега и др.. Один из крупных центров этой школы был Хзан, где сохранились свои особые традиции до самого конца XVI века. Здесь творили талантливые миниатюристы Рстакес, Ованес Хизанци, Мкртич (40—70-гг. XV в.), Ованес (XV в.), Хачатур (XV в.) и др. Деятельность художников Багеша (и окраинных культурных центров) начинается сравнительно поздно — XVI—XVII вв.. Характерные черты васпураканской школы миниатюры больше проявлены в лучших работах второй половины XIV века и XV века в целом. Этот стиль сильно отличается декоративно-орнаментальным обликом. С конца XV-го — начала XVI века традиционный стиль школы начинает меняться. Отдельные художники (Минас, Исраель Ерец, Карапет Беркреци, Карапет Ахтамарци (XV в.), Закария Гнунеци, Вардан Багищеци, Хачатур Хизанци (XVI в.) еще сохраняли дух и мышление средневековой армянской миниатюры, однако уже с XVII века под влиянием особенно европейской книжной иллюстрации стиль и художественное мышление значительно меняются. В той или иной степени деятельность васпураканская школа продолжилось до XVIII века.


Евангелие царицы Млке
Евангелие царицы Млке, 862 год




Рукопись IX века, согласно памятной записи первого составителя, написана в 862 году. Хранится в библиотеке древних рукописей Венецианских Мхитаристов. Содержит 6 хоранов, 4 изображения евангелистов, а также миниатюру «Воскрешение». Рукопись называется по имени царицы Млке — второй супруги царя Васпуракана Гагика Арцруни. Рукопись считается одним из важных источников для исследования раннесредневековой армянской миниатюры. Миниатюры «Евангелия царицы Млке» хронологически следуют 4 миниатюрам VII века в «Эчмиадзинском евангелии». Миниатюры имеют монументальный характер — множественные колонны, радугаподобные арки, гармоничное, геометрическое строение. В «Воскрешении» — на фоне авансцены четкая очерёдность групп сидящих и стоящих евангелистов в возвышенном положении. Две стоящие и две сидящие фигуры евангелистов указывают на истоки доиконоборческого периода (в частности Евангелие Рабулы).


Популярные сообщения