Армяне и закавказские турки(азер-цы) в труде Платона Зубова


В рамках изучения истории и географии Армении, а также опровержения азербайджанских фальсификаций, предлагаем вниманию читателей важный и объективный исторический источник: «Картина Кавказского края, принадлежащего России и сопредельных оному земель; в историческом, статистическом, и этнографическом, финансовом и торговом отношениях» (Ч. 1. СПб. 1834).  

Автором данного замечательного во всех отношениях труда является знаменитый русский военный историк Платон Зубов (1796-1857). В работе содержатся представляющие безграничную научную ценность сведения об армянах и кавказских татарах (закавказских турках), населявших обширные территории в южной части Закавказья. 
Приводим ниже соответствующие цитаты. 






«Армяне.

Сей народ, во многих отношениях заслуживающий уважение и внимание, владеет исключительно всею торговлею Кавказского Края, а потому, кажется, не будет излишним в отношении к оному гораздо подробное обозрение.

Армяне, ныне живущие рассеянно по целому свету, в большем количестве находятся еще на тех местах, где процветало их Царство несколько десятков столетий. Они ведут свое происхождение от Гайка, сына Гатласова, жившего во времена Немврода, и бывшего их первым Царем. Не входя в отвлеченные споры о сем предмете, замечу, что и до сего времени сохранившееся название Гайкане, которым называют себя Армяне на своем языке, ряд исторических точных сведений, переданных Армянскими писателями, все способствует к признанию достоверности их Этимологии. Странное молчание писателей других народов, которые, обозревая всеобщую Историю, никогда и нигде не упоминали об Армении как древнем Государстве иногда зависимом от других, а часто и самобытном, ввело в сомнение о существовании оного. Но когда видим мы писателей Римских, упоминающих о Царях Армянских: Тиридате и Тигране, из коих последний имел важное участие в войне Митридата с Римлянами, тогда невольно родится вопрос: ужели Армения, сильная, образованная во времена Тиграна, вдруг сделалась таковою, а не достигала до сего постепенно, подобно прочим? Все сие ведет к признанию древности Армянского Царства, которое по словам их историков, будучи первоначально данницею Ассирии, постепенно распространялась в могуществе; и хотя в последствии была завоевана Александром Македонским, но за два века до Р. X. сделалась сильным Государством, когда династия Арсацидов, основанная Вагаршаком (братом Арсака великого, Парфянского Государя) воцарилась на престоле Армянском. Арсацидская эпоха (до 428 года по Р. X.) есть действительно эпоха славы, величия и самобытности Армянского Государства, стоявшего на ряду с первыми державами Азии, ибо оно, достигая Тигра и Ефрата, опиралось на оба моря, Черное и Каспийское, и Северную границу имело у ворот Тифлиса. Но с сего времени можно решительно считать его падение. Покоренная Арабами, оно возникло было вновь в лице Ашота I-го, основателя Багратидской династии, в половине VIII века от Р. X.; но внутренние междоусобия, раздробление провинций и малое пространство владений Ашотовых, в состав коего входила только небольшая часть прежде бывшего Армянского Царства, не допускало его сосредоточить всех способов, и Ашот, не смотря на титул Царя, дарованный ему Калифом Мерваном, быль некоторым образом  в зависимости Арабов. В сию эпоху Армения оставалась раздробленною на части, под владением мелких Князей, стремившихся к независимости и раздиравших своими междоусобиями на части свое отечество, ища только личных выгод. Все усилия Багратидов, соединить опять под свою власть остальные части Армении, были бесплодны. Нашествие Монголов повергло Армению еще в плачевнейшее состояние; ибо, уничтожа власть Багратидов, дало новые возможности и средства к междоусобиям. Краткое царствование Рубенианов в Киликии не может уже назваться восстановлением Армянского Царства, ибо происходило в одной отдаленной провинции: Между тем, как все прочие части остались в Анархическом состоянии. С Леоном VI, умершим в Париже в конце XIV века, кончилась и Рубенианская династия.  Раздробленные части Армянского Государства, доведенные до ужасного состояния, сделались добычею могущественных соседей, Турок и Персиян, и продолжая переходить из рук в руки, были театром кровопролитных войн, веденных помянутыми Державами.

Но к удивлению видим, что Армяне в продолжение 14 веков насильственного состояния своего отечества, сохранили Христианскую веру, имели многих писателей, достойных уважения, и торжествуя над всеми препятствиями, присвоили себе исключительно скипетр восточной торговли.

Можно сказать, что Армения не существует в политическом состоянии, но в религиозном и торговом существует целая самобытная по прежнему, и находясь под зависимостью господствующих держав наружно, имеет в своей власти тайные пружины богатства, посредством которых дает законы своим повелителям: Так Рим, утратив имя столицы Мира, имел еще влияние на дела Европы через трех- коронную Тиару».


В начале приведённого выше пространной цитаты мы обнаруживаем важные сведения, касающиеся эндоэтнонима (самоназвания) армян и древнеармянских исторических источников. Ключевым здесь является суждение о том, что «ряд исторических точных сведений, переданных Армянскими писателями, все способствует к признанию достоверности их Этимологии». П. Зубов, во-первых, в отличие от наших азербайджанских оппонентов, не сомневается в объективности и научной ценности ранних армянских источников, и, во-вторых, отмечает достоверность «их этимологии», под чем следует подразумевать содержащиеся в трудах Хоренаци, Бюзанда, Ширакаци других армянских источников раннего Средневековья сведения о происхождении армянского народа, географических наименованиях и всё в этом роде. Кроме того, Зубов разрушает бредовые, абсолютно безграмотные тезисы азербайджанской пропаганды о различии эндоэтнонима «хай» и экзоэтнонима «армянин». Также из данного отрывка вытекает факт обладания армянским народом многовековой государственности, просуществовавшей вплоть до XIV столетия. 

Особое внимание стоит обратить на замечание Зубова об Аршакидской эпохе армянской истории, которую русский историк оценивает весьма высоко. Он ставит Древнюю Армению Аршакидов в один ряд с «первыми державами Азии», что является свидетельством силы и значимости армянского государства в ранние века первого тысячелетия нашей эры. Не обойдём стороной и упоминание границ Древнеармянского государства: согласно П.Зубову Армения располагалась между Чёрным и Каспийским морями, в связи с чем вспомним другого русского историка, современника П.Зубова – С.Глинку, писавшего, что  «Великая Армения, несправедливо названная Туркоманией новыми географами, находится между Чёрным и Каспийским морями, Грузиею и Месопотамией или Диярбекиром. Она разделена рекою Араксом. Западная ея часть принадлежит Турции, восточная Персии»(«Обозрение истории армянского народа от начала бытия его до возрождения области Армянской в Российской империи». Книга вторая. Стр. 10. М., 1832.). 

На севере же, согласно Зубову, Армения примыкала к району будущего Тифлиса. Таким образом, русский историк подтверждает, что в состав Армении входило всё Кура-Араксское междуречье с провинциями Арцах, Сюник, Утик, Гугарк и пр., на которые ныне зарятся азербайджанские, а иногда и грузинские «учёные». 



Армения между тремя морями: Средиземным, Чёрным и Каспийским, на карте немецкого ориенталиста Кристофа Вейгеля. «Armenia Vtraque». Нюрнберг, 1720.



































Зубов справедливо упоминает Багратидов и Армянское Киликийское государство как продолжателей государственности армянского народа, а касаясь последующих столетий, отмечает, что Армения, утратив политический суверенитет, сумела сохранить торговую и религиозную самостоятельность, что для тех времён было немаловажно. Особенно важно замечание о сохранении религиозной самобытности, что в прошлом соответствовало этнической самобытности. Напомним, что та же ААЦ на протяжении многих лет была рупором освободительной борьбы армянского народа против ирано-турецких захватчиков, что подчёркивает значимость религиозной, церковной независимости для порабощённой Армении. Пишет Зубов и о расцвете армянской торговли на Востоке, и даже о неких «пружинах влияния» армян на так называемых «повелителей», что не может не говорить о значимости армян в политико-экономической системе региона.  
Рассмотрим также сведения Зубова о «татарах» Кавказского края, под которыми следует разуметь закавказских турок, с недавних пор ставших «азербайджанцами».
«Татары.
Татары, живущие в Кавказском Крае, есть потомки знаменитых Монголо-Татар, которые в царствование Абакахана овладели Персиею, Грузиею и всеми провинциями, лежащими около Западного берега Каспийского моря в половине 12-го столетия от Рождества Христова основали свои владения в завоеванных странах. Стесненные сначала Турками, распространившими за Кавказом свою власть в конце XV века, а потом Персиянами, овладевшими в царствование Династии Софиев почти всеми странами, лежащими между Черным и Каспийским морями, и находясь под их владычеством, сохраняли некоторым образом самобытность народную; ибо имея всегда Ханов из среды своей, были первенствующими во всех провинциях Кавказского Края кроме Грузии, утесняя коренных жителей Армян. Такого рода обстоятельства способствовали к образованию в них того надменного и повелительного духа, которым они в особенности отличаются. Не будучи принуждены рабствовать, они сохранили честность, прямодушие и решительность, проявляющиеся в во всех их поступках: Хотя не пренебрегают мирными занятиями гражданина и земледельца, но гораздо способнее к ремеслу воина и пастуха. От сего-то самая большая часть из них ведут кочевую жизнь, по примеру своих предков, живших на обширных степях около Волги, Дона и Урала. Кочевая жизнь действительно имеет свои особенные приятности для народа, приучившего себя к перенесению всех воздушных перемен. Самое местоположение гористого края к сему способствует. С наступлением весны они, со многочисленными своими стадами, поднимаются на первые покатости гор, начинающих покрываться пышною зеленью; с постепенным увеличением жара, и они постепенно поднимаются все выше на горы, а в знойные летние месяцы кочуют на самых вершинах передовых хребтов. С уменьшением жаров начинают снова спускаться, а зимою живут уже на  долинах. Таковым перекочеванием доставляя изобильную пищу своим стадам, они пользуются круглый год самым приятным временем года — весною. Устройство их летних жилищ сплетенных из тонких прутьев и обвешенных кругом коврами домашней работы, очень удобно для таковой жизни. Зимою же они живут в землянках, коих передовая стена состоит из нескольких бревен, поставленных стоймя, и имеет небольшой навес, а внутри находится из глины слепленный камин, в коем беспрестанно пылает огонь. Такового рода жизнь способствует к соделанию кочующих Татар крепкими, сильными и здоровыми. Они с большею ловкостью владеют оружием; отличные кавалеристы, храбры и неустрашимы, что независимо от прежних времен доказали на опыте, в последние Персидскую и Турецкую войны, под  начальством Его Светлости Князя Варшавского, Графа Паскевича-Эриванского и еще прежде, во время действий Генерала Князя Мадатова в Северном Дагестане, находясь под его предводительством при покорении Ханства Казыкумыкского, усмирении Акушинцев и Табасаранцев».
Из вышеприведённого следует, во-первых, пришлость «татар»-тюрок на Кавказе. Причём Зубов возводит татар Южного Кавказа к монголам Хулагу, впрочем, как и более поздний источник: Энциклопедия Ефрона и Брокгауза: «Адербейджанские татары — потомки тюрков-сельджуков и тюрко-монголов армии Гулагу-хана (XIII в.), но в значительной степени также отуреченных иранцев». (Россия/Население/Россия в этнографическом отношении // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907). Далее он разграничивает татар и армян, причём, по словам Зубова, первые утесняют вторых, «коренных жителей Армян». 
Данный отрывок является существенным ударом по азерпропу и его бездарным апологетам, беспардонно влезшим в дебри закавказской истории.  Зубов подтверждает вывод об аллохтонности татар  и автохтонности армян, а не наоборот, как в случае с откровенно тенденциозными работами ряда азербайджанских научных деятелей. Далее Зубов пишет о предрасположенности татар-«азербайджанцев» к кочевой жизни, обусловленной нравами предков, «живших на обширных степях около Волги, Дона и Урала», т.е. на территории Дешт-и-Кипчака или Великой Степи, откуда огузы были выдавлены более воинственными кипчаками (куманами, половцами). 
Вместе с тем, в работе Зубова мы находим свидетельства полнейшей отсталости закавказских турок: если армяне, будучи долгое время порабощённым народом, достигли высокого уровня культурного развития и сумели прочно утвердиться в торговой системе Востока позднего средневековья и Нового времени, то тюрки Закавказья, находясь в господствующем положении, пребывали в абсолютной стагнации в культурно-бытовом плане. В это трудно поверить, но, начиная с XI века и вплоть до XIX столетия, в котором жил и творил описывающий увиденное собственными глазами Зубов, в их кочевом быте практически ничего не изменилось. Чего только стоит замечание о весьма примитивном традиционном жилье кавказских «татар». Вместе с тем, оценивается боеспособность этих племен. И здесь обратим внимание на следующее: современные азербайджанские историки разработали тезис, согласно которому Азербайджан был «оккупирован» Российской империей в XIX а затем в ХХ веках, а закавказские турки стали жертвой российской колониальной экспансии на кавказском направлении. Однако почему же «покорённые «азербайджанцы» воевали на стороне русских против своих единоверцев – турок, персов и дагестанцев, если они были подвергнуты завоеванию со стороны России? Где логика, оппоненты? Читатель в очередной раз посредством рассмотрения объективного исторического источника может убедиться в полной несостоятельности утверждений азербайджанской пропаганды. 
Таким образом, всего лишь две цитаты из труда Платона Зубова разрушили большую часть азербайджанских фальсификаций по отношению к истории Закавказья. 


Оригигал: http://voskanapat.do.am/news/armjane_i_zakavkazskie_turki_v_trude_platona_zubova/2012-10-22-2576

Популярные сообщения